Главная О компании Партнеры Блокнот Карта сайта Контакты 24 апреля 2024 г. 
Ваша компания на портале
Реклама на портале
Прайс-лист
Регистрация
Инструкция пользователя
Информация об ограничениях
Добавить в избранное
Послать ссылку другу
Сделать стартовой
Мой город
Новосибирск
Новосибирская область
  Погода Новосибирск  
ясно
ср(24.04)
пасмурно
чт(25.04)
-1° +1° +2° +4°
2-4 м/с С-З 2-4 м/с С
  Курсы валют ЦБ РФ  
28.09 21.11
USD 96,5 88,4954 -9,05%
EUR 101,978 96,6597 -5,50%
 
Показать на карте Подробно Все курсы валют  

Бизнес-образование


Подлейте масла в двигатель торговли

10 декабря 2008 г.

Подлейте масла в двигатель торговли
Один из самых сильных ударов кризисы наносят по рекламе, поражая ее только-только сформировавшийся рынок.

Количество заказов уменьшается, цены растут. Чтобы быть успешными, рекламистам приходится доказывать клиентам эффективность своих услуг. Возростают требования к рекламному продукту, а так же количество критериев его оценки. Повышается роль психологической составляющей рекламного сообщения. И поэтому невольно возникает вопрос: кто и по каким законам формирует влияние рекламного продукта?

Поэтому, рассуждая о термине «рекламный психолог» или «психологический рекламист», хочется сказать, что здесь нет единой «системы координат». Нет традиционных институтов подготовки специалистов, единых правил и критериев. В данной публикации предпринимается попытка систематизировать опыт, накопленный за последнее время и предложить новые подходы к экспертизе продукта и обучению рекламистов.

Всем давно известно, что хорошая реклама действует подсознательно, а отнюдь не методом логического убеждения. Ее язык — мифы, символы, образы. Поэтому производить и оценивать рекламный продукт необходимо не только логически, но и интуитивно, опираясь на свои чувства: «беру — не беру», «нравится — не нравится», «мое — не мое».

С точки зрения практической психологии суть рекламы — программирование людей на выполнение определенных действий. Механизм прост: рекламное сообщение индуцирует у зрителя положительные эмоции, которые связываются с образом товара. Покупатель видит товар в магазине, у него активизируются «посеянные» рекламой приятные чувства, на волне которых и происходит покупка. Однако как объяснить то, что одни рекламные компании имеют бешеный успех, а другие — с треском проваливаются?

Цель данной публикации — коротко осветить несколько психологических моделей и подходов к созданию рекламного продукта. Представленные технологии, прошли проверку временем, применяются в ведущих рекламных российских компаниях. Опишем создание рекламного продукта по ступеням.

Прежде всего, важно определить логический уровень рекламного сообщения: насколько высоко оно располагается на оси от конкретного к абстрактному, от материального к духовному. Известно, что люди покупают не товар, а решение собственных проблем. Покупается не памперс, а сухость кожи; не мыло «Сэйфгард», а защита для всей семьи; не кубики «Магги», а семейное счастье. Интересно, что иногда и сама проблема бывает целиком создана при помощи рекламы. Сколько мифов о страшной опасности — бактериях, перхоти, запахе изо рта — были щедро профинансированы из кошелька покупателя. Их цель — создать конфликт между «Я» и «сверх Я» клиента. Уравновесить этот комплекс неполноценности он может лишь купив товар.

Итак, каковы же уровни влияния рекламного сообщения? Передвигаемся вверх по вертикали: от обыденности и повседневности до высоких идей, до уровня смыслов (используется адаптированная модель логических уровней, заимствованная из нейролингвистического программирования).

Уровень окружения: ответ на вопросы «Где?», «Когда?». Местом может быть и бразильский карнавал, и олимпийские игры, и поход Чингисхана, и многое другое. Окружение — рамка, в которой подается рекламное сообщение.

Уровень поведения: «Что я делаю, сделаю?». Рекламное сообщение направлено на решение конкретной бытовой проблемы: помыть посуду холодной водой, утолить голод, отстирать пятно. Рекламный образ должен дать высвободиться инстинкту: страх, голод, секс.

Более высокий уровень — способности. «Что нового я приобретаю, какие качества появляются?». Бульонные кубики дают возможность хорошо готовить, рекламируемый порошок — чисто стирать, жевательная резинка — успешно управлять подчиненными. На этом уровне звучит ответ на вопрос «Как?».

Ценности: «Во имя чего? Для чего именно?». Мыло дает безопасность от бактерий, гигиенические средства — уверенность в себе, бритвенные лезвия превращают бритье в удовольствие. Активно эксплуатируются известные ценности: профессиональный успех, привлекательность и красота, здоровье и процветание, счастье родных и близких. Для производителя рекламы очень важно накрепко связать их с продуктом, направив стремление к ценности в русло покупки товара. «Счастье — в шоколаде «Кэдбери».

Рекламная идея восходит к потребностям в обретении сущности, самоидентификации («В кино они крутые герои. Будь собой»). Это ответ на вопрос «Кто Я?». Так настоящие мужчины и неотразимые женщины, пользующиеся в рекламных роликах успехом у противоположного пола, покупая те или иные товары. Достаточно купить то же самое, чтобы приблизиться к сформированному масс-медиа образу «сверх Я». «Нужно лишь пользоваться определенным тоником — и все девушки Ваши, а Вы мужчина с большой буквы». «А чтобы почувствовать себя путешественником, покорителем бескрайних просторов нужно лишь курить сигареты определенного сорта», — нашептывают создатели рекламы. Сообщения предусматривают стандартный набор самоидентификаций: «Я — конформист (бунтарь). Я — романтик (прагматик). Я — муж (жена). Я — босс (подчиненный) и т. д.». Чем выше логический уровень рекламы, тем больше она вовлекает, трогает, включает потребителя.

И, наконец, самый высокий уровень — Миссия, место духовности, смыслов, высоких идей. Это уровень, на который нечасто поднимается реклама. Ведь затронуть категории типа: Родина, Бог, Любовь довольно сложно, к тому же у многих на этом уровне переживания попросту невербализуемы.

Упражнение на отработку навыка выстраивания рекламного сообщения по логическим уровням может быть следующим: «Вы рекламируете продукцию Каунасского хлебокомбината. Постройте сообщение по логическим уровням». Пример: «В Каунасу издавна кушали только свежий, душистый хлеб (окружение и поведение). Вкусно и сытно обедать с хорошим хлебом! (способности). Где в крепкой, дружной семье здоровые дети — там украшает стол каунасский хлеб (ценности). У доброго хозяина, у хорошей хозяйки, знающей толк в хлебе, есть отличный выбор -каунасский! (сущность). Вкус хлеба, голос матери, запах леса — это наша Родина! Каунасский хлеб — для вас с любовью и заботой (духовность)».

Обыкновенная сухая информация влетает потребителю в одно ухо, а вылетает в другое, не запоминаясь и не вовлекая эмоционально. Для ее фиксации нужна рекламная история, где можно сжиться с героем, посопереживать ему, пожить его жизнью. Для людей знать — не главное, им хочется видеть, слышать, чувствовать. Часто сюжет отодвигается на второй план динамикой, яркими красками, множеством звуков. Пример: «Люди не нашли в Альпах золото, зато они нашли там вкусный шоколад», — гласит телевизионный клип. С точки зрения логики полная бессмыслица: откуда в Альпах шоколад? Там растет какао? Там расположены кондитерские фабрики? Однако зритель видит горные пейзажи, симпатичных персонажей, слышит веселую музыку, и от клипа остается вид Альп да слоган: «Шоколад — золото!».

Бывает, рекламная история претендует на псевдонаучность — эксплуатируется научный миф. Сценарий таков: благодаря новому открытию ученых (показывают ученых в белых халатах, лаборатории, приборы) суперэффективному компоненту (триклозану, хлоринолу с флюористатом, керамидам — название должно быть обязательно научным и непонятным) новый товар во много раз эффективнее всего, что было раньше (опытные эксперты подтверждают это графиками, схемами и диаграммами).

Успешность и достоверность рекламной истории в основном определяется героем, так как он — фигура идентификации, с ним потребитель отождествляет себя, своих близких, знакомых. Малейшая фальшь даже в деталях, и реклама, не попадая в подсознание, задерживается сознательными фильтрами, что снижает до нуля ее эффективность. Внутренний голос зрителя говорит: «Не верю! Это не я, ко мне не имеет отношения». Вот школьный автобус везет детей в школу. Вот хозяйка вещает с кухни, по размерам и оснащению больше напоминающей центр управления космическими полетами. С пакета молока смотрит простая деревенская бабушка, проводящая целые дни в уходе за скотиной, о чем свидетельствует ее накрахмаленный кружевной воротничок, модная прическа и золотые очки. Звучит с экрана фраза студента: «Эта жевательная резинка напоминает мне классическую музыку!». Ни один нормальный студент так не скажет. Вызывают доверие хорошо знакомые образы (Энергичная женщина, типаж тещи и свекрови одновременно, низвергшая рафинированную тетю Асю — «Комет»). Либо это образы мечты, «сверх Я» (путешественник «Кэмел» — настоящий мужчина; респектабельный бизнесмен, приглашающий свою даму в ресторан — «Три пескаря»).

Последователь З. Фрейда К.Г. Юнг, моделируя мифы разных народов, выделил у них общую структуру и персонажей: Герой, Жертва, Зло, Помощник. В каждом мифе положено быть Герою — он должен бороться со Злом. Если Зла поблизости нет, то нужно совершать путешествие — идти за тридевять земель и сражаться. В результате битвы Герой обычно спасает Жертву. А Жертва, похищенная и притесняемая Злом (Кощеем, Черномором), смиренно сидит и ждет спасения. В структуре мифа есть еще один персонаж — Помощник, своего рода серый кардинал (или серый волк, Конек-Горбунок), помогающий Герою в решающую минуту. Примеры использования этой технологии легко найти в известных рекламных историях. Вот водитель с мужественным обветренным лицом, говорящий о своем автомобиле: «Он никогда не подведет, в трудную минуту я надеюсь на него!». Здесь товар — Помощник. Или мыло (зубная паста) героически и победоносно поражает бактерии (кариес), спасая симпатичного малыша. Сразу находим товар в доспехах Героя, поверженное Зло и беззащитную Жертву. Есть много примеров, когда в рекламном сообщении одновременно присутствуют две истории: одна для сознания, другая — для подсознания. Это еще более усиливает эффект косвенного внушения. Итак, мы выделили несколько важных составляющих успешного рекламного сообщения: люди покупают решение проблем, донесенное в образной и яркой истории с достоверным рекламным героем и элементами мифа.

Задание участникам тренинга обычно дается следующее: написать сценарий клипа в виде истории с узнаваемыми героями, построенный в соответствии с упомянутой моделью. Если в истории будут присутствовать элементы юмора, пародии, шутки — это только добавит заинтересованных зрителей. В процессе создания рекламных текстов успешно применяются формулы из практики недирективного гипноза (М. Эриксон). Грамматические конструкции, используемые для наведения транса — своего рода ключики, открывающие доступ в подсознание.

Вот коротко примеры анализа нескольких рекламных текстов.»Те, кто дорог Вам, достойны лучшего. Поэтому не соглашайтесь ни на что, кроме «Орбит». Первое предложение — банальность, которую вряд ли кто оспорит. Второе предложение соединено с первым по смыслу посредством слова «поэтому». Мы видим довольно жесткую причинно-следственную цепочку (она может быть еле уловимой, если вместо «поэтому» использовать союз «и», может быть мягче, если употребить «вероятно», «возможно»). Иногда в качестве банальности, на которую опирается второе предложение, может выступать всего одно-два слова: «Стоматологи доказали», «Установлено». Широко используется эффект неопределенности, недосказанности, либо, наоборот, прямая директивная команда: «Тампакс! Радуйся жизни». «Забудьте о перхоти, пусть Ваши волосы будут красивыми!», — здесь к директивной команде добавляется образ будущего, — «Новый шампунь Тимотэй — Вы откроете для себя всю силу природы». Применяются слова, имеющие прямой и переносный смыл: «Волосы будут выглядеть блестяще», «Заведи любимую!» (по поводу покупки автомашины). Одновременно идет сообщение для сознания и подсознания. Подробнее эти технологии рассматриваются на тренинге по подготовке рекламных работников.

Завершая публикацию, хочется добавить следующее. Суть тренинга по психологии рекламы (помимо постижения психологических моделей и анализа талантливых образцов) в активизации креативного мышления рекламиста. Этот эффект достигается посредством определенных упражнений. Также тренинг служит для решения конкретных задач участников и обмена профессиональными секретами различных видов рекламы.

Источник: www.katarsis.ru
Просмотров: 2986

Другие новости этого раздела:


Биржи грузоперевозок в Казахстане: современное решение логистических проблем для бизнеса
Подробный разбор возможностей бирж грузоперевозок для оптимизации логистики в Казахстане. Описание ключевых функций онлайн-платформ и их преимуществ для участников рынка перевозок.

Почему перевозчикам и грузовладельцам в Казахстане выгодно работать через биржу грузоперевозок
Преимущества работы с биржей грузоперевозок для грузовладельцев и перевозчиков. Возможности платформы, функционал, ценовая политика.

Расширяем клиентскую базу и повышаем доход: как биржи грузоперевозок увеличивают прибыль
Биржи грузоперевозок позволяют компаниям существенно расширить клиентскую базу, оптимизировать логистику и повысить прибыльность бизнеса. Какие ключевые преимущества дают онлайн-платформы предпринимателям в сфере грузоперевозок.

B2B.house – новый подход к поиску клиентов и партнеров: инновационные решения для вашего бизнеса
Эффективные способы поиска новых клиентов и партнеров с B2B.house – вашим надежным помощником в мире B2B-рынка. Узнайте, как анализ конкурентов, доступ к актуальным данным о тендерах и закупках, а также интеллектуальный поиск могут помочь вашему бизнесу.

Как биржи грузоперевозок снижают транспортные издержки компании
Биржи перевозчиков — эффективный инструмент для владельцев грузов и транспортных фирм. Онлайн-сервис помогает сравнивать услуги, рационально планировать расходы. Компании быстро находят партнеров с нужным опытом, автопарком, навыками организации сложных схем доставки.

Облигации и другие финансовые инструменты
Облигации и другие финансовые инструменты: Как работают облигации и другие инвестиционные инструменты, их риски и доходность.

Какие организации не платят НДС
НДС можно не платить при выполнении определённых условий. Важно изучить Налоговый кодекс, соответствующие постановления Правительства и остальную законотворческую базу, чтобы не допустить нарушений – иначе последствия могут быть самыми печальными.

Как взять кредит под залог квартиры и не потерять жилье
Удобный кредит наличными под залог квартиры: что нужно учесть. Что будет, если не платить. На какие нюансы договора обратить внимание.

Работа за границей – что необходимо знать про особенности трудоустройства
Работа за границей. Какие предлагаются вакансии? Работа за границей для украинцев – что нужно знать? Как трудоустроится женщинам и мужчинам на самые лучшие вакансии?

Как правильно купить однокомнатную квартиру в Мелеузе
Многие люди желают купить однокомнатную квартиру в Мелеузе, чтобы насладиться всеми прелестями проживания в этом городе.

Страницы:1234567891011...109

 Все новости  Экономика  Происшествия  Финансы и кредит  Бизнес-образование 
 Бизнес-адвокат  Политика  Наука и техника  Новости компаний 
 Спорт  IT технологии  Работа  Новости региона 
Рейтинг товаров
   Трубы Б/У
   Парфюмерия элитная с доставкой
   Кондитерские изделия
   Бытовая химия .
   Плиты забора П5ВК, стакан ФО-2
   ЖБИ, плиты, панели, сваи, блоки
   КИРПИЧ ОБЛИЦОВОЧНЫЙ М-300,F-100 (белый)
   маты минераловатные м1 100
   Жидкая тепло, - звуко, - термоизоляция для любых поверхностей.
   Труба 1420 x 15 восстановленная


Рейтинг компаний
   "ИНКОМОС", ООО
   Открытые технологии
   Центр Запасных Частей ТД, ООО
   "ОФИСНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ", ООО
   Ремэнергомеханизация СП, ООО
   Крафт Трейд, оптовая компания
   Мегаполис, Торговый Центр ООО Фирма "Сибирь Экспресс Сервис"
   ЭлектроКомплектСервис, ЗАО
   Интернет магазин "Канцтовары от Тамары"
   "Катрен" ЗАО НПК


Темы дня





Все замечания и пожелания присылайте на info@biznes-portal.com
Данные предоставлены © ИД "Реклама"
Rambler's Top100